Консультации и рекомендации для родителей по образовательным областям
в средней группе
детей 4-5 лет:
Познавательное развитие
Первые шаги юных экспериментаторов доставляют родителям много хлопот и беспокойств.
Дома родители могут очень многое дать своему малышу, развивая в нем необходимые качества и умения с помощью очень простых, но эффективных приемов: игр, упражнений, наблюдений и собственно экспериментов. Приведем описание некоторых из них:
- Упражнение «Что случилось?» (когда ребенку задается концовка ситуации) и «Если бы…» (когда предлагается рассказать, что произойдет, если бы случилось неожиданное, например, родители уменьшились, или бабушка превратилась в ребенка, или дом стал огромен, как гора) помогают учиться прослеживать причинно-следственные связи и логично высказывать мысли.
- Упражнение «Назови как можно больше признаков предмета» помогает концентрации мысли на одном объекте.
- Упражнение «Сколько значений у предмета?» развивает продуктивность, оригинальность и гибкость мышления. Способствует развитию умения видеть проблему.
- Игра «Да-нет-ка», в которой угадывают задуманный объект, задавая вопросы и отвечая на них только «да» или «нет».
- Игра «Отгадай предмет по описанию» и «Загадай и опиши сам задуманный объект» данные игры способствуют развитию умения давать определения понятиям. Этому же служат загадки и кроссворды.
- Игра типа «Третий лишний» с несколькими вариантами и обязательным объяснением своего выбора учат классифицировать и выделять определенные свойства. Этому же будет способствовать и ситуация, когда родители при посещении магазинов обратят внимание ребенка на содержимое различных полок, отделов и попросят объяснить, почему здесь собраны все эти вещи. И даже обыкновенная уборка в доме поможет детям научиться классифицировать.
- Рассматривание любых объектов и детальное их описание, когда ребенок уже не видит предмет; игры «Кто пропал?», «Что изменилось?» (когда убирается или перемещается одна-две из выставленных игрушек, а у ребенка закрыты глаза); «Парные картинки» с отличиями формируют умение наблюдать. Наблюдение – самый популярный и доступный метод исследования. Во время зимних и летних отпусков, выездов в парк, поле, лес просто необходимо обращать внимание ребенка на окружающий мир, отвечать на его вопросы. Еще очень полезно сравнивать город и дачу, дерево и траву, море и реку, и т.д. Еще один простой и интересный способ развивать наблюдательность – фиксировать изменения в каком-то одном живом объекте через промежутки времени. Наблюдение за ростом растения от семечки до получения плода и ведение дневника с зарисовками объекта позволит доказать цикличность жизни.
- И непосредственно эксперименты в домашних условиях помогут ребенку лучше разобраться в свойствах предметов и могут быть полезны в воспитании.
- «Плавает – тонет». Испытание разных предметов на плавучесть наверняка ваш ребенок проводил и сам. Этот круг можно расширить и доказать, из чего лучше сделать лодочку и почему не стоит кидать в реку мяч («уплывет – не догонишь»), или машинку («утонет – не достанешь»).
- «Притягивает – не притягивает». Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Попробуйте вместе с ребенком исследовать эти свойства. Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т.п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту? Для детей обычно бывает большим открытием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть "железкой" (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.
- Игры с песком, глиной, водой, снегом, льдом, магнитом, бумагой и т.д. чаще всего носят исследовательский характер. В настоящее время издается много книг с описанием методик проведения экспериментов в домашних условиях, и родители могут использовать понравившиеся.
Играйте, наблюдайте, исследуйте и экспериментируйте!
Речевое развитие
По дороге из детского сада (в детский сад).
«Я заметил»
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
«Угощаю»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Приготовим сок»
«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»
«Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
- Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё развешивают, а сухое…
- Вечером солнце заходит, а утром…
«Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
«Отгадай предмет по его частям»
- Четыре ножки, спинка, сиденье.
- Корень ствол, ветки, листья.
- Носик, крышка, ручка, донышко.
- Корень, стебель, листья, лепестки.
«Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.
«Исправь ошибку»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.
«Перепутанница»
«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.)»
Художественно-эстетическое развитие
Дидактические игры по изобразительной деятельности.
Д/И «Замок»
Цель: Развивать чувства формы.
Материал: Картинки с изображением разных замков. Бумага. Фломастеры.
Задание: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку, и назвать из
каких фигур состоит изображенный на картинке замок. Раскрасить картинку.
Д/И «Цвета вокруг нас»
Задачи: Закреплять знания о цветах и их оттенках. Упражнять в нахождении
заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.
Задание: Педагог называет какой-либо цвет, а ребенок находит предмет
такого цвета в окружающем интерьере.
Д/И «Подбери цвет и оттенок»
Задачи: Закреплять представление о цвете и оттенках знакомых овощей и
фруктов. Упражнять в умении применять в речи названия оттенков цветов:
темно-красный, светло-зеленый и др.
Задание: Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта и просит назвать его цвет или оттенок.
Д/И «Лужок с цветами»
Цель: Развивать воображение, творчество.
Материал: Краски для пальчиковой живописи. Фломастеры.
Задание: Педагог предлагает детям нарисовать пальчиками летний лужок:
цветы, деревья, бабочек. Травинки дорисовать кистью.
Д/И «Железная дорога»
Цель: Развивать изобразительные навыки, фантазию, воображение.
Материал: Нарисовать фломастером поезд.
Задание: Педагог предлагает ребенку дорисовать в вагонах поезда
животных.
Д/И «Волшебные линии»
Цель: Развивать графические навыки рисования.
Материал: Бумага. Простые графитные карандаши. Трафареты
геометрических фигур.
Задание: Педагог предлагает с помощью трафаретов нарисовать дом, машину и т.д. Затем каждую часть контура (геометрическую фигуру)
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ЗАНЯТИЯМИ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок.
Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить крохе любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним!
Лягушки. (4-5 лет)
Цель: развивать слуховое внимание; умение выполнять голосовые сигналы; пространственную ориентацию, глазомер.
Ход: на земле чертят большой квадрат - дом. Вокруг него 4 картонные (фанерные) пластины - листики вперемежку с 4-мя кочками - пруд. Играют 4-6 ребят. Один - лягушка, остальные - лягушата. Лягушка учит лягушат прыгать. Она стоит справа от пруда, лягушата слева. Каждый лягушонок становится в дом и, внимательно слушая команды, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь на обе ноги. Лягушка четко подает команду: «Кочка, листик, листик, дом, листик, кочка, кочка!». Прыгает один лягушонок, остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он научился прыгать и встает рядом с лягушкой, а если ошибся, то возвращается к лягушатам.
Великаны - карлики. (4-5 лет)
Цель: упражнять в умении чередовать ходьбу широким и коротким шагом по сигналу воспитателя; развивать внимание и выдержку.
Ход: дети идет по кругу, то широкими шагами на сигнал воспитателя «великаны», то мелкими на сигнал воспитателя «карлики».
Один - двое. (4-5 лет).
Цель: упражнять в перестроении во время бега; развивать умение действовать синхронно.
Ход: дети бегут в колонне по одному. По сигналу «двое» перестраиваются парами и продолжают бег, по сигналу «один» бегут друг за другом, не останавливаясь.
Найди себе пару. (4-5 лет)
Цель: упражнять в ходьбе и беге парами, по одному врассыпную; развивать реакцию на сигнал; память; пространственную ориентацию; умение избегать столкновений.
Ход: играющие ходят по площадке парами, по сигналу разбегаются и бегают врассыпную. На сигнал «найди пару» встают парами, воспитатель также встает в пару с ребенком. Оставшемуся без пары говорят:
Ты, Сережа, не зевай
Быстро пару выбирай!
Комментариев нет:
Отправить комментарий